Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Регион номера

Часть Сибирской губернии

Что мешает конгломерации регионов Урала

Свердловская область один из тех регионов России, которые получили название от города, ныне не существующего. Но если неизменное название Ленинградской области можно объяснить хотя бы сохранением памяти города-героя Ленинграда, 80 лет назад полностью освобожденного от фашистской блокады, то Яков Свердлов, в честь которого в советские времена был переименован Екатеринбург, – фигура неоднозначная.

По одной из версий, от переименования отказались, потому что это крайне дорогостоящее мероприятие, а название «Екатеринбургская область» трудно выговаривать.

На юге Свердловская область граничит с Челябинской. И эксперты довольно давно говорят о сближении этих регионов. Однако в случае Петербурга и Ленобласти агломерация обусловлена физически, поскольку когда-то они были одной административной единицей, а уральские города-«миллионники» – каждый со своим характером. Так что в данном случае уместнее говорить о конгломерации, то есть совместном развитии.

Транспорт

В 2017 году на сессии АИЖК «Экономика 1000 городов» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) тогдашний глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин заявил, что развитие нашей страны должно пойти по пути создания агломераций.

«Когда Россия создаст… крупные города и агломерации, которые станут центрами соединения технологий и интеллектуального потенциала, социального капитала и качества жизни, только тогда она будет конкурентной и в мировом масштабе. Те 15 городов, которые имеют больше миллиона человек, и еще пять городов, которые вокруг себя с учетом агломерации смогут собрать больше миллиона человек, должны получить особую поддержку и, может быть, особый статус», – сказал он.

В качестве примера возможных агломераций Алексей Кудрин привел Нижний Новгород и Самару, а также Екатеринбург, Челябинск и Пермь. Однако эти города разделяют сотни километров, поэтому на первый план выходит налаживание логистических связей, то есть решение транспортных вопросов. И в том же 2017 году в рамках ПМЭФ было подписано соглашение о сотрудничестве Екатеринбургской и Челябинской областей с РЖД «в целях подготовки инвестиционного инфраструктурного проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали "Челябинск – Екатеринбург" и его интеграции в систему высокоскоростного железнодорожного сообщения РФ». Предполагалось, что на этой трассе железнодорожники «потренируются», прежде чем приступать к проекту ВСМ «Москва – Казань», поскольку среди целей последнего значатся выбор основных технологических, конструктивных решений и подвижного состава, маршрута трассы, а также разработка технико-экономического обоснования проекта. Распоряжением правительства России создание ВСМ «Челябинск – Екатеринбург» вошло в транспортную стратегию РФ на период до 2030 года.

Окончание проекта было намечено как раз на 2024 год. Однако в 2020-м его заморозили, и лишь в конце декабря прошлого года заместитель генерального директора РЖД по пассажирским перевозкам Иван Колесников сообщил, что сейчас рассматриваются два сценария реализации проекта ВСМ – базовый и консервативный. При успешном осуществлении планов преодолеть расстояние 220 км между Екатеринбургом и Челябинском всего за один час десять минут можно будет в 2028–2032 годах, консервативный сценарий отложит запуск магистрали на четыре года, до 2032–2036.

Экономика

Точно так же откладывается и объединение двух регионов в экономике. Ее основу и для Челябинской, и для Свердловской областей составляют металлургический, машиностроительный и металло­обрабатывающий, топливно-энергетический, строительный, аграрно-промышленный отраслевые комплексы. Обрабатывающие производства (металлургия, машиностроение) – базовый сектор экономики, который определяет экономическую специализацию обоих регионов. В числе потенциально благоприятных факторов роста сегодня рост уровня локализации производства, расширение импортозамещения и развитие внутренней кооперации. Но еще в 2019 году власти официально заявили о создании Уральского промышленного кластера, в который должны были войти Свердловская и Челябинская области, а также Республика Башкортостан.

«Объединение сил позволит комплексно подойти к решению вопросов в сфере производства композитных материалов и продукции с использованием высокочистых кварцевых концентратов. В рамках создаваемого промышленного кластера мы рассчитываем создать новые виды конкурентоспособной импортозамещающей продукции и обеспечить их выход на внешние рынки», – завил тогда губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. «Рассчитываем, что объединение сил поможет в выстраивании межрегиональных производственных цепочек, создании высокопроизводительных рабочих мест, новых видов импортозамещающей и экспортно ориентированной продукции», – добавил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

Однако спустя четыре года было заключено соглашение между Фондом развития промышленности Челябинской области (ФРП) и ФРП Республики Башкортостан. То есть можно предположить, что Уральский промышленный кластер фактически никого не объединил. Попытки сотрудничества есть, но они либо точечные, либо носят рамочный характер, то есть не имеют конкретики.

Например, в ноябре прошлого года в рамках форума «Города России» было подписано соглашение о сотрудничестве городов Екатеринбурга и Челябинска в торгово-экономической и культурной сферах. По оценкам экспертов, это уже путь к большой промышленной агломерации.

А на выставке «Иннопром-2023» заключили соглашение о сотрудничестве Свердловское и Челябинское региональные отделения Союза машиностроителей России. Как указано на сайте Свердловского отделения, соглашение предусматривает сотрудничество, направленное на содействие развитию отечественного машиностроительного комплекса, отстаивания его интересов в органах государственной власти и институтах гражданского общества. Стороны намерены содействовать реализации высокотехнологичных инновационных проектов, развитию экономических, производственных и научно-технических связей между предприятиями региональных отделений, повышению квалификации работников машиностроительной отрасли.

У двух региональных машиностроительных комплексов довольно много общего, в частности работа в рамках гособоронзаказа. Однако это же делает их конкурентами. Впрочем, на полях форума «Армия-2023» одно из самых крупных промышленных предприятий Урала «Уралвагонзавод», головное предприятие которого в Свердловской области, подписало с выбранным банком соглашение о строительстве жилья для сотрудников предприятий в Челябинске, Омске и Нижнем Тагиле.

Перспективы

«Это чистая экономика: связанность двух агломераций мы вместе с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым развиваем и видим в этом синергию, – заявил на ПМЭФ-2023 Алексей Текслер. – Тот же "Орлан" (поезд. – Прим. ред.) заходит в три районных центра по Челябинской области и один районный центр в Свердловской области. Таких аналогов, когда два крупных индустриальных центра активно развиваются вместе, нет в стране».

Власти обоих регионов тоже опираются прежде всего на транспортные связи и признают наличие маятниковой миграции трудовых ресурсов между двумя регионами. А эксперты, которые уже более 10 лет наблюдают за создания конгломерации, в первую очередь отмечают отсутствие системного подхода – не только в стратегии развития, но и в концепции стратегии. Зачем двум регионам совместное развитие, какова его направленность, за счет каких ресурсов оно будет – эти вопросы официально никто не задает. Кроме того, есть объективные препятствия на законодательном уровне. Например, отсутствует законодательное регулирование бюджетных аспектов объединения ресурсов агломераций для совместного финансирования расходов. 


Кстати

В 2024 году и Челябинской, и Свердловской области исполнилось 90 лет: в 1934 году на три части (третьей стала Обско-Иртышская область) разделили Уральскую республику.


Текст Юлия Долганова

Другие статьи рубрики Регион номера: Свердловская область

Обзоры ЛПК регионов России